«В ближайшие, как минимум пять лет, ни о каком вступлении Азербайджана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) говорить не приходится. Товарооборот страны со всеми государствами СНГ ранее составлял всего 12%. В этом году вообще упал до 9%.
91% находится вне данного пространства. Поэтому никакой перспективы вступления в это объединение нашему государству нет. Плюс ко всему Азербайджан смог наладить со всеми членами ЕАЭС, кроме Армении, прекрасные двусторонние отношения.
Однако если Россия пообещает вернуть Азербайджану оккупированные территории ради вступления в ЕАЭС, то это другое дело. В этом случае нашему государству стоит задуматься над предложением. И вступать только после возвращения земель», — сказал echo.az эксперт-экономист Азербайджана Октай Ахвердиев.
По его словам, зависимость азербайджанской экономики от нефтяного сектора небезопасна. «Поэтому необходимо интенсивно развивать другие, ненефтяные отрасли. Нужно визуально представить о какой экономике будущего идет речь.
Очень важно создавать предприятия выпускающие конкурентоспособную продукцию, которая будет востребована не только внутри страны, но и за ее пределами. То есть важно создать отрасль, которая стала бы альтернативой нефтяному и газовому секторам с точки зрения экспорта.
Это, конечно, работа не одного, и даже не двух, а может, и не 10 лет. В этом направлении государство принимает и развивает те или иные программы, хоть и медленно. Уже строится нефтехимический комплекс, но упор следует делать на наукоемкие проекты».
Между тем, как заявил Sputnik Азербайджан доктор экономических наук, профессор, руководитель магистерской программы «Дипломатия» Санкт-Петербургского государственного университета Станислав Ткаченко, ЕАЭС для Азербайджана вполне может стать долгосрочным инструментом трансформации национальной экономики и повышения ее устойчивости.
«Сегодня далеко не весь мир переживает экономический кризис. Скорее, можно говорить о замедлении экономического роста в большинстве регионов планеты. К числу же кризисных государств относятся государства-экспортеры, чья экономика зависит от сильно понизившихся цен на нефть, газ, некоторые другие минеральные ресурсы.
За пределами этого довольно ограниченного круга государств кризис очевиден в некоторых государствах Европейского союза, а также в таких странах, как Япония, Бразилия», — отметил эксперт, комментируя экономический кризис в мире. По его словам, важно помнить, что у «монеты» под названием «низкие цены на нефть» есть две стороны.
«И пока экспортеры страдают от снижения экспортных поступлений, импортеры получают дешевую нефть, что самым благоприятным образом сказывается на их экономическом росте и приводит к снижению безработицы.
То есть в отличие от глобального кризиса 2008-9 годов, когда экономический спад ударил по всем крупнейшим экономикам планеты, и его негативных последствий не избежали ни в одном регионе, нынешнее замедление экономического роста и снижение объемов мировой торговли в денежном выражении не носят подлинно глобального характера», — сказал он.
Ткаченко также добавил, что экономическая наука предлагает целый набор мер, который следует предпринять исполнительной и законодательной ветвям власти суверенного государства в такой ситуации. «При этом горизонт планирования и последствий данных мер должен быть как краткосрочным, так и долгосрочным.
В краткосрочной перспективе следует снижать издержки в секторе добычи нефти, сворачивать излишне затратные проекты освоения новых месторождений, остановить рост бюджетных расходов, особенно в социальной сфере, разработать программы по помощи безработным и по их переквалификации, если это необходимо.
Т.е. главное последствие нефтяного кризиса для добывающих государств — снижение доходов и сжатие национальной экономики», — считает экономист (Sputnik).
Он также сказал, что в долгосрочной перспективе сырьевые экономики должны реализовать серию мер, направленных на структурные реформы и углубление своего участия в системе международного разделения труда. «Им следует развивать обрабатывающую промышленность и нефтехимию, улучшить деловой климат, повышать качество государственного управления.
Один из самых надежных путей долгосрочной стабилизации национальной экономики — участие в интеграционных проектах, которые позволят расширить внутренний рынок данного государства за счет свободного доступа его товаров на рынки союзных стран. И тогда весь рынок интеграционного объединения станет для него «внутренним»», — подчеркнул Ткаченко.
ЧИТАЙТЕ: Как в РФ полиция проспала »бомбу» на вокзале. ВИДЕО
Говоря о пользе ЕАЭС для азербайджанской экономики, он заявил, что ЕАЭС для Азербайджана вполне может стать долгосрочным инструментом трансформации национальной экономики и повышения ее устойчивости в условиях нестабильности сырьевых цен.
«Экономика Азербайджана слишком мала, чтобы в одиночку противостоять «внешним шокам», а также эгоистическим действиям крупных игроков на мировой арене. Сближение с Российской Федерацией и другими государствами ЕАЭС даст возможность гарантированного доступа местных товаров на рынки других государств, откроет экономики стран ЕАЭС для азербайджанских инвестиций, а также создаст условия для притока иностранных инвестиций в промышленность и сферу услуг Азербайджанской Республики.
Поэтому ЕАЭС для Баку сегодня — не панацея, а рецепт реформ, которые приведут к качественно новому состоянию национальной экономики», — сказал Ткаченко.