Когда закроют последний рупор «ватников»

Нацсовет в судебном порядке хочет аннулировать лицензию канала «НАШ». А СНБО ввел санкции против главреда «Страны» Игоря Гужвы. Изменят ли действия власти политическую карту Украины?

После того как 2 февраля Владимир Зеленский подписал указ, которым ввел в действие решение СНБО о блокировании каналов «112. Украина», NewsOne и ZiK, резко увеличилась аудитория четвертого из пророссийских телерупоров — канала «НАШ». Если 2 февраля его доля по аудитории «18+, вся Украина» составляла 0,47%, то уже 3 февраля она достигла 1,72%. А в городах с населением более 50 тысяч канал вышел в лидеры с долей в 2,65%. Таким образом, медиа-ресурс экс-нардепа Евгения Мураева стал главным бенефициаром отключения вещателей из пула Тараса Козака и Виктора Медведчука. А на требования патриотической общественности заблокировать и эту кнопку, власти дали понять, что вопросов к «НАШему» не имеют.

ЧИТАЙТЕ: Количество больных COVID-19 увеличивается: За сутки обнаружили более 1 700 новых случаев

Кроме журналистов, ранее прошедших школу каналов Медведчука, в эфиры этого телевещателя перебралась и вся та публика, которая работала говорящими головами на закрытых телеканалах. Ведущие и гости общались на русском, игнорируя требования закона о государственном языке. А сам контент телепрограмм стал копией заблокированных. При этом в эфирах «НАШего» стали регулярно появляться «слуги народа», в большинстве те же лица, которые гостили на отключенных «кнопках».

Первые серьезные проблемы (предупреждения ему выносились и раньше) у телеканала начались в апреле. Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания не переоформил его спутниковую лицензию, оштрафовал на сумму свыше 200 тыс. грн и вынес два предупреждения. Оштрафовали канал за наличие призывов к насильственному изменению конституционного строя Украины, развязыванию агрессивной войны или ее пропаганды и/или разжиганию национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти. Речь шла о высказываниях в эфире известного луганского сепаратиста Родиона Мирошника. Второй штраф наложили за видеоролик «Наша (НЕ) зависимость? НАШ покажет» ко Дню Независимости. По мнению Нацсовета, творческие средства в видео были направлены на разжигание вражды между сторонниками и противниками независимости Украины, на эскалацию ненависти. Об откровенной пророссийской направленности телеканала свидетельствует и предупреждение, вынесенное ему за показ голосования «Владимир Путин. Заслуживает ли Нобелевскую премию мира?».

Но телевещатель продолжил в том же духе. 4 мая в ток-шоу «Марафон» коммунист Петр Симоненко наговорил на очередные неприятности: он обозвал ПЦУ «раскольниками», а нынешнюю власть «режимом профашистского толка». Регулятор потребовал вырезать эти высказывания из эфира, однако телеканал не только проигнорировал требование, но и показал программу в повторе на другом ресурсе Мураева — «Макси ТВ», осуществляющем ретрансляцию канала «НАШ».

Еще одна претензия Нацсовета касается эфира экс-«регионалки» Елены Бондаренко, которая говорила об «украиноязычных насильниках» и дискриминации русскоязычного населения. В Нацсовете отметили, что ведущие во время эфира не пресекали правонарушения участницы программы, а сама программа без изменений транслировалась семь раз. «Это указывает на редакционную позицию канала «НАШ», которая совпадает с позицией Елены Бондаренко«, — считают в Нацсовете. То есть по количеству нарушений вещателя можно назвать рецидивистом, а обращение регулятора в суд выглядит закономерным результатом политики телеканала.

Есть познавательный фильм, рассказывающий о жизни на земле после исчезновения человека. Там показано, как природа постепенно будет очищаться от плодов нашей жизнедеятельности. По аналогии — возможно ли, что после исчезновения из отечественного информационного пространства пророссийских телеканалов произойдет очищение мозгов граждан от их влияния? Многие сомневаются, что последний серьезный «ватный» телересурс оставят без лицензии. Потому что это многим, в том числе и во власти, этого не надо.

Хотя «НАШ» существенно подрос благодаря блокированию «112. Украина», NewsOne, ZiK и невысокой популярности созданного на их осколках «Первого независимого», де-факто являющегося YouTube-каналом, он остается нишевым. Его аудитория — радикально протестная, она впитывает любые антивластные, а не только пророссийские, смыслы. Просто последние проще внедрять в головы считающих, что в Украине все плохо. И если «НАШ» закрыть, то протестно настроенный зритель разбежится по другим каналам, пока же он более-менее собран на одном. А это значит, что политическая карта в стране никак не изменится и никакая из сил, играющая на оппозиционном поле, не усилится за счет этого контингента избирателей.

Кроме того, как подметил медиа-эксперт Отар Довженко, этот телевещатель демонстрирует не идейную, а карикатурную пророссийскость. Действительно, сложно представить, чтобы на идейно близком «Интере», у которого с Нацсоветом тоже проблемы, но иного рода, появились мелкие скандальные персонажи, которых в своих эфирах собирает «НАШ». Проще говоря, там купирована не только специфическая зрительская аудитория, но и такие же специфические спикеры, больше похожие на фриков.

Другой важный момент — кто сейчас контролирует редакционную политику этого телеканала. Евгений Мураев официально от него отошел. В июне генпродюссером «НАШего» стал известный политтехнолог Владимир Грановский, которого в последнее время связывали с соратником Игоря Коломойского Игорем Палицей и партией «За майбутнє». Депутатская группа этой партии считается сателлитом «слуг народа» в парламенте. Сам Грановский сотрудничества с Палицей не отрицает, но уверяет, что канал этим политиком не финансируется. В тоже время известно, что переговоры о покупке «НАШего» вел Вадим Новинский, считающийся близким к Ринату Ахметову. Но сделка не состоялась. О чем Новинский сообщил на своей странице в «Фейсбук». По всей видимости, «православного олигарха» просто не пустили в «НАШ» огород: Ахметов тоже находит общий язык с властью, однако усиление его медиа-империи в высоких кабинетах могли посчитать на данный момент невыгодным.

В этом контексте решение Нацсовета отобрать лицензию у скандального телеканала выглядит очень интересным. Это похоже не на желание окончательно прекратить вещание пророссийских телерупоров, а на участие регулятора в разборках разных групп влияния. Так ли это, сможем убедиться, когда суд приступит к изучению доводов Нацсовета. Пока же «НАШ» увеличивает аудиторию (а заодно и капитализацию), выставляя себя жертвой репрессий власти.

И в пятницу Совбез ввел новые санкции. Среди попавших под них — главред сайта «Страна» Игорь Гужва, много лет живущий за границей. Все, выше сказанное о канале «НАШ», по большому счету можно отнести и к этому сетевому ресурсу. Он жестко критикует власть с пророссийских позиций, и при этом довольно часто становится первоисточником новостей, которые явно сливают из властных кабинетов. До сих пор существование «Страны» устраивало власть Зеленского, но теперь — санкции и блокировка. В ночь на субботу перестал работать сайт издания, но очень быстро Гужва написал в «Фейсбук» о новом адресе, который пока работает.

ИСТОЧНИК

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
ЧИТАЙТЕ

Почему писатель Максим Горький был на содержании у НКВД

Широко известен хрестоматийный образ – пролетарский писатель, бессребреник и чуть ли не босяк. Как бы не так! Горький с детства жил в достатке, любил хорошо одеваться и вкусно есть. Материал…

В Киргизии, в горах Тянь-Шаня, потерпело катастрофу гигантское сигарообразное НЛО

О том, что в 1991 году в Киргизии, в горах Тянь-Шаня, потерпело катастрофу гигантское сигарообразное НЛО, в советских газетах почти не писали. В те годы людям было явно не до…

Почему партия Меркель проигрывает социал—демократам

Немецкий эгоцентризм — последнее, что сейчас нужно ЕС, но, по всей видимости, он пока никуда не денется, пишет УКРОП со ссылкой на ДС. Исполнительный директор берлинской НПО Democracy Reporting International…

FAZ: Раньше Франция опасалась сильной Германии, теперь — слабой

FAZ: Раньше Франция опасалась сильной Германии, теперь — слабой

В Париже с вниманием и беспокойством следят за предвыборной гонкой в ФРГ, пишет Frankfurter Allgemeine. Отмечается, что Франция ожидает от Германии дальнейшего активного участия в европейской политике безопасности и обороны…

Moderna лучше других защищает от госпитализации

Как передает УКРОП, COVID-вакцина компании Moderna является наиболее эффективной среди других вакцин в предотвращении госпитализации. Эффективность вакцины Moderna от госпитализации составила 93%, в то время как эффективность вакцин Pfizer-BioNTech и…

В Крыму растет заболеваемость COVID-19

Как передает УКРОП, в Крыму ожидается четвертая волна заболеваемости коронавирусом. Об этом заявили оккупационные власти, сообщают местные СМИ. «Конечно, четвертая волна будет. Мы, несомненно, должны быть готовы к подъему заболеваемости.…

Зеленский анонсировал хорошую новость для Украины

Зеленский анонсировал хорошую новость для Украины

Как передает УКРОП, через два года в Украине состоятся два крупных интернациональных состязания – мировое первенство по футболу среди школьников и Всемирная зимняя Гимназиада, сообщил глава государства Владимир Зеленский. Об этом…

В США допустили, что для полной COVID-вакцинации нужны три прививки

Как передает УКРОП, директор Национального института аллергических и инфекционных заболеваний США Энтони Фаучи заявил, что для полноценной вакцинации от COVID может понадобиться введение не двух, а трех доз вакцины. Он…

Комаровский развенчал главный миф о вакцинации и коронавирусе

Как передает УКРОП, в Украине началась массовая вакцинация от коронавируса, и те пациенты, которые уже получили прививку, начали жаловаться на появление симптомов, которые очень напоминают коронавирусную инфекцию.  Эту ситуацию прокомментировал Евгений…

В Украине 3983 новых случая коронавируса

Как передает УКРОП, в Украине обнаружили за минувшие сутки 3983 новых случая коронавируса. Больше всего заражений за сутки подтвердили в Харьковской и Одесской областях. Об этом сообщает пресс-служба Минздрава. За сутки госпитализировали 1…

ЭКCПЕРТЫ