Йенс Столтенберг и Олаф Шольц обсуждали в Берлине возможные ответные действия в случае прямого российского вторжения в Украину. Под санкции может попасть и «Северный поток — 2».
В то самое время, когда 18 января в Москве министры иностранных дел Германии и России Анналена Бербок (Annalena Baerbock) и Сергей Лавров сначала спорили на двусторонних переговорах об Украине, а затем обменивались взаимными претензиями на совместной пресс-конференции, в Берлине на ту же тему беседовали генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и канцлер ФРГ Олаф Шольц (Olaf Scholz).
Потом они тоже вышли к журналистам на пресс-конференцию. Но ни из ответов двух министров на вопросы журналистов в Москве, ни из высказываний Шольца и Столтенберга в Берлине так и не стало ясно, какие конкретные меры готовы принять в НАТО и Европейском Союзе в случае российского вторжения в Украину. Правда, к возможному санкционному пакету теперь, очевидно, официальный Берлин готов отнести и «Северный поток — 2».
Право стран выбирать союзы не обсуждается
Вопреки бытующим представлениям о том, что немецкие социал-демократы терпимо — если даже не с пониманием — относятся к российским требованиям гарантий безопасности, в частности, об официальном отказе НАТО когда-либо принимать в альянс Грузию и Украину, канцлер Олаф Шольц с самого начала четко расставил все точки над «i».
«Наша позиция совершенно ясна, и в этом мы абсолютно единодушны с нашими союзниками и партнерами. Расхождения по вопросам безопасности должны преодолеваться путем диалога на основе взаимности, международного права и совместных обязательств и принципов, закрепленных в различных основополагающих документах ОБСЕ, — заявил Шольц. — К их числу относятся суверенитет, независимость, территориальная целостность государств, а также, разумеется, их право выбирать союзы на свое усмотрение».
Не согласен ставить под вопрос принцип «открытых дверей» и генсек НАТО Йенс Столтенберг: Североатлантический альянс готов вести с Россией переговоры о сокращении вооружений, «готов прислушаться к тревогам России, но не готов отказаться от приверженности основополагающим принципам».
НАТО уже оказывает Украине военную помощь
От России немецкий канцлер ожидает шагов по деэскалации ситуации, например, отвода войск от границы с Украиной. В случае же «какой бы то ни было российской агрессии против Украины» Шольц пригрозил России «тяжкими последствиями».
Ни он, ни Йенс Столтенберг не захотели удовлетворить любопытство журналистов и сообщить, какими именно будут эти «тяжкие последствия», заявив лишь, что «цена будет высокой». На прямой вопрос, могут ли быть и военные последствия, генсек НАТО ответил так: «Наша главная задача сейчас — предотвратить вооруженное нападение на Украину… Если же Россия снова примет решение в пользу силовых мер против Украины, то цену за это Россия заплатит высокую — экономическую, финансовую и политическую».
Столтенберг напомнил в этой связи также о праве Украины на самооборону, заверив, что «страны НАТО помогут Украине воспользоваться таким правом». Такая помощь, по его словам, уже оказывается. При этом он имел в виду не только недавние поставки из Великобритании в Украину противотанковых систем, но и помощь в укреплении ее оборонного потенциала, обучение персонала, развитие военно-морских сил.
Немецкие эксперты для отражения кибератак
«Если же говорить только о летальном оборонительном оружии, — добавил он, — то разные члены альянса придерживаются разных подходов, некоторые оказывают и такую поддержку». Но не Германия. Мы не поставляем вооружения в зоны конфликтов, из раза в раз повторяют представители официального Берлина.
Вместе с тем ФРГ готова лечить раненых украинских военнослужащих и гражданских лиц, согласна помочь в сооружении в Украине современного военного госпиталя, откомандировать в Киев специалистов Федерального ведомства по безопасности в сфере информационной техники (BSI). Наряду с экспертами НАТО они готовы принять участие в расследовании хакерской атаки на украинские правительственные сети, в чем Киев в минувшее воскресенье обвинил Москву. Еще раньше НАТО и Украина договорились о расширении кооперации по отражению кибератак.
«Северный поток — 2» — главный козырь Берлина
Но главный козырь в руках Берлина — газопровод «Северный поток — 2», сертификация которого временно заморожена. В последние дни в Германии стали все чаще говорить о возможном отказе от этого газопроводного проекта в ответ на эскалацию агрессивных действий России против Украины.
Должно быть совершенно ясно, что газопровод не может быть введен в эксплуатацию в случае вторжения России в Украину, подчеркнул во вторник, 18 января, внешнеполитический эксперт оппозиционной фракции ХДС/ХСС в бундестаге Юрген Хардт (Jürgen Hardt) и призвал вообще сократить немецкий импорт газа из России. «Я считаю недопустимым оставаться в высокой зависимости от поставок газа из России, — сказал Хардт, — когда Россия — такой критический с точки зрения международного права партнер».
Пересматривают, похоже, свое отношение в «Северному потоку — 2» и правящие теперь в Германии социал-демократы, которые прежде называли этот газопроводный проект сугубо коммерческим, с политикой не связанным. Председатель внешнеполитического комитета бундестага, до недавнего времени замминистра иностранных дел ФРГ Михаэль Рот (Michael Roth) заявляет теперь, что и «Северный поток — 2» все-таки может стать объектом санкций в случае расширения агрессии России против Украины.
Германия должна признать, что тема «Северного потока — 2» «с самого начала вызывала большое раздражение и противоречия» в Европе, указал Рот, имея в виду резко отрицательное отношение к этому проекту стран Балтии, Польши и Украины.
В таком же духе высказался на пресс-конференции с генсеком НАТО и канцлер Олаф Шольц. Отвечая на вопрос журналиста, он не стал говорить о коммерческой стороне проекта «Северный поток — 2», а напомнил о недавней германо-американской договоренности, согласно которой Германия не станет вводить в эксплуатацию и закроет газопровод в случае агрессивных действий России против Украины или ее попыток использовать поставки энергоносителей как инструмент давления.